19:18 Программа кружка "Фантазёр" | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное Учреждение города Кургана Детский сад №121 «Ромашка»
Принято: Утверждаю На педагогическом совете Заведующая МБДОУ Протокол №______от_____2012 «Детский сад №121» __________Рябинская Т.Г ______________2012г
ПРОГРАММА КРУЖКА «Фантезёр»
(Направления развития : познавательно-речевое, Образовательная область: познание, коммуникация)
Автор Воспитатель Гуськова М.В.
2012
СОДЕРЖАНИЕ Пояснительная записка.................................................................................. 3 Цель и задачи программы.............................................................................. 4 Ребенок-дошкольник: диагностика творческих способностей....................... 5 Методы ТРИЗ-РТВ, используемые при реализации программы..................... 7 Планирование занятий................................................................................ 11
В современном обществе растет поток информации. Чтобы ребенок умел работать с любыми информационными полями, обладал способами мышления, позволяющими строить свои классификационные структуры, анализировать, синтезировать, систематизировать объекты материального и духовного мира, решать задачи творческого характера необходимо организовать работу с дошкольниками таким образом, чтобы сформировать у них: • творческое мышление; ® способность к видению и разрешению проблем; • '-способность нестандартно смотреть на окружающий мир. , Все эти задачи можно решить с помощью теории решения изобретательских задач (ТРИЗ), созданной отечественным исследователем Г.С. Альтшуллером и его школой. В детский сад ТРИЗ пришел в 1987 г. случайно и с тех пор приемы и методы технической ТРИЗ с успехом используются в детских садах для развития у дошкольников изобретательской смекалки, творческого воображения, диалектического мышления. Цель ТРИЗ - не просто развить фантазию детей, а дать в руки педагогам инструмент по конкретному практическому воспитанию у детей качеств творческой личности. Кредо тризовцев: каждый ребенок изначально талантлив и даже гениален, но его надо научить ориентироваться в современном мире, чтобы при минимуме затрат достигать максимального эффекта. В дошкольной педагогике много говорится о воспитании воображения, творчества у детей, но в плане чисто теоретической, а не практической деятельности. Став в начале 90-х годов некоей панацеей от косности, догматичного мышления, ТРИЗ позволила педагогам по-иному взглянуть на проблему творческого развития ребёнка. Возможность решать одновременно педагогические и изобретательские задачи сделала эту методику поистине универсальной. Кроме того, ТРИЗ стала частью учебных планов многих педагогических вузов, что показывает её востребованность в качестве инструмента формирования поискового мышления и, как принято сейчас говорить, креативного подхода к своей деятельности. Итак, мы видим, что задачи ТРИЗ - педагогики тесно перекликаются с современной концепцией формирования творческой личности. Практически все современные программы и методики содержат рекомендации по развитию качеств творческой личности, но именно ТРИЗ дает еще и технологию работы, позволяет не только обсуждать методику, но и добиваться практического результата, дает возможность ребенку почувствовать собственную значимость для окружающих и удовольствие от самостоятельно выполненной работы. ТРИЗ в дошкольной педагогике призвана: не заменить или подменить основную программу, а максимально увеличить ее эффективность. Программа кружка «ФАНТАЗЕР» строится на основе программы по ТРИЗ - РТВ для детей дошкольного возраста «РОСТОК» А.М. Страунинг, члена Международной Ассоциации ТРИЗ, доктора педагогических наук, профессора Академии Педагогики МЭГУ, преподавателя ТРИЗ, которая может быть использована как приложение к любой общеобразовательной программе для дошкольников, так считает сам автор. В программе используются методы и приемы, разработанные М.В.Ломоносовым, Ф.Кунцем, Ч.Вайтингом, У.Дж. Гордоном, Ф.Цвикки и др. Все эти методы адаптированы к работе с детьми дошкольного возраста. Программа, по которой работает наш детский сад, «Из детства в отрочество» (автор Т.Н. Доронова) предусматривает творческое развитие детей через изобразительную деятельность и музыку, но этого не достаточно. Программа кружка позволяет развивать творческие способности детей в познавательно-речевой деятельности и предусматривает проведение специальных занятий два раза в неделю продолжительностью 15 минут. Все занятия проводятся в игровой форме. Закрепление материала проводится во время режимных моментов повторением на более высоком уровне. Цели в занятиях отражены только имеющие отношение к методам активизации ТРИЗ - РТВ, остальные определяет сам воспитатель: ® развивать эмоциональную сферу ребенка (сочувствие, сопереживание, эстетические чувства); ® воспитывать эмпатическое отношение к товарищам, героям художественных произведений; » знакомить детей с морально-этическими нормами, объясняя последствия их соблюдения на жизненных примерах. Художественные произведения, используемые на занятиях, прилагаются. (Приложение 1.) 2. Цель и задачи программы кружка «Фантазер» Цель: развитие творческих способностей младших дошкольников в познавательно-речевой деятельности на базе теории решения изобретательских задач. Задачи: • развивать воображение - умение представлять себе то, что не существует в действительности, смотреть на предметы с разных позиций, видеть новое в старом, знакомом, привычном; • развивать мышление - формировать качества, которые развивают креативность или «творческость» - способность порождать новые идеи, отклоняться от традиционных схем мышления, быстро решать проблемные ситуации; • развивать познавательно-речевую сферу - расширять ориентировки ребенка в окружающем мире, активизировать речь.
3. Ребенок-дошкольник: диагностика творческих способностей Определяя перспективы работы по развитию творчества у детей в дошкольном учреждении, мы исходим из теоретических положений, доказанных психолого-педагогической наукой. Так, исследованиями ученых (Б.М. Теплов, Н.С. Лейтес, А.В. Петровский, О.М. Дьяченко, А.И. Савенков и др.) установлено,- что способности - прижизненные образования, а значит, развитие способностей идёт в процессе индивидуальной жизни: среда и воспитание активно формируют их. Доктор педагогических наук А.МСтраунинг в своей программе «Росток» предлагает диагностику психических функций у детей, включающей: мышление, воображение и речь. Умеет ли ребенок самостоятельно вырабатывать и находить необычное, остроумное оригинальное решение, по сравнению с традиционными способами решения. Способность ребенка, реагировав на идеи в пределах ограниченного времени, богатство и разнообразие ассоциаций. 3. Интеллектуальная творческая инициатива. Направленность ребенка на выход за рамки данных задач и требований. 4. Логичность суждений и умозаключений. Судит о вещах и явлениях окружающей жизни или своей собственной с пониманием действительных отношений или вопреки им. Когда высказывает свои замечания по поводу прослушанного рассказа или сказки, соответствуют ли они смыслу прослушанного. 5. Последовательность и систематичность мышления. В разговорах, сложных действиях (например, когда задумает соорудить сложную постройку из кубиков и пр.) заметна ли связанность рассуждении и действий, может ли работать по принятому плану, последовательно развивать какую-нибудь одну тему. 6. Легкость осмысления новых данных опыта (сообразительность). Есть ли то, что часто называют догадливостью, сметливостью. При всяких новых обстоятельствах жизни как быстро способен их понять и сделать вывод. Умеет ли разгадывать загадки. Как быстро отвечает на вопросы. ТВОРЧЕСКОЕ ИЛИ КОМБИНИРУЮЩЕЕ ВООБРАЖЕНИЕ
Насколько оригинальны и содержательны рисунки, если не по выполнению, то хотя бы по замыслу. Способен ли на собственные выдумки в играх, рассказах. Насколько разнообразны и содержательны игры со строительным материалом. 2. Систематичность и последовательность в смене образов. Может ли в своей творческой деятельности (рисование, строительство и др.) последовательно развивать один какой-нибудь план или идею, или такое единство отсутствует, направление работы во время нарушается побочными стимулами. 3. Лгглюцинации. Может ли ребенок, объединив совершенно разнородные системы или их части, создать совершенно новую, ранее неизвестную, вымышленную систему (объект). Дать ему имя, название, определить его функции и образ жизни. 4. Аналогии. Умеет ли ребенок находить прямые аналоги объектов, ситуации, символические, фантастические и субъективные. 5. Эмпатийность.. Умение ребенка поставить себя на место другого объекта - одушевленного или неодушевленного. Встать на его точку зрения, объяснить его чувства и переживания, впечатления и желания. 6. Гибкость. Способность ребенка быстро и легко переходить от одного класса явлений к другому, далекому по содержанию. Способность наделять новыми функциями хорошо известные предметы. Умение классифицировать предметы, владение системным подходом. (См. "Системный подход к окружающему миру" А.И. Никашин, А.М.Страунинг, Ростов-на-Дону, 1993.) 7. Ассоциации. Умение найти связь между явлениями, событиями, предметами, понятиями. Умение налаживать связь между отдаленными понятиями и предметами. 8. Порождение идей. Наличие творческой инициативы при выработке новых идей, умение мыслить противоречиями, направленность на выход за рамки данной задачи и требований повседневной действительности. 9. Возникновение плана реализации идеи. Умение планировать реализацию задачи, идеи, выбирая наиболее идеальный способ, используя ближайшие ресурсы. РЕЧЬ 1. Богатство или бедность словесных образов. Затрудняется ли в названии вещей и явлений окружающей обстановки, при рассказывании о чем-либо, при заявлении о своих нуждах. Часто ли прибегает к указанию на предмет вместо его названия, или на каждый случай жизни сразу находит нужное слово. 2. Связанность и последовательность изложения. Может ли говорить лишь отдельными словами, короткими предложениями или способен на длинный рассказ. При рассказывании есть связь между отдельными предложениями или нет, и изложение отрывочно, скачкообразно. 3. Образность. Пользуется ли в речи каким-либо образами путем сравнения того, о чем говорит, с чем, что видел или слышал раньше. Образы сказокг рассказов и пр. фигурируют ли в речи ребенка в иносказательном виде. Или речь без образов, каждое явление обозначается их собственными именами. Диагностику можно оформить в виде таблицы. Чтобы иметь более объективное представление об уровне развития творческих способностей можно использовать игры. (Приложение 2.) 4. Методы ТРИЗ-РТВ, используемые при реализации программы
Системный подход как универсальный метод ознакомления с окружающим миром во всех его проявлениях. ЗАДАЧИ: Используя, системный оператор, демонстрировать детям приемы системного мышления на живых объектах, это им ближе и понятнее. При этом можно задавать такие вопросы, касающиеся объекта, как: Что(кто)это? (С) Зачем это? (функция) Из каких частей состоит? (ПС) Где обитает? (Где его можно увидеть?) (НС) Чем (кем, каким) объект был раньше? Чем (кем, каким) объект будем в будущем? Игры по отработке системных связей. Системный анализ - подход к изучению объектов и явлений, предполагающий их рассмотрение как развивающихся систем с выявлением структуры (состава элементов и связей между ними), а также законов преобразования и развития системы в целом. Системой (С) называется любой объект, \ который находится в центре внимания (цветок, телефон, время года и др.). Каждая система имеет свое прошлое и будущее, имеет определенную функцию (т.е. то, для чего этот объект был создан, та работа, которую он выполняет). У каждой системы есть набор свойств, но эти свойства могут изменяться по мере развития системы. Подсистема (ПС) - структурная единица системы. (Это части, составляющие систему). Подсистема выделяется на основе того признака, который имеет значение в конкретной ситуации. Надсистема (НС) - ближайшее окружение объекта. (Каждая система является частью более крупной системы). Надсистема может быть родовой, куда объект входят по своей родовой классификации, а может быть как место нахождения данного предмета. У каждой системы масса надсистем. ' ' ."-"-В. :;:;
| ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|
Всего комментариев: 0 | |