Музей народной
игрушки
Авторы: Гуськова Марина Викторовна
Воспитатель высшей категории
Славцова Татьяна Владимировна
Воспитатель
Курган
2012
Содержание
Сведения об авторском коллективе……………………..………………...3
Паспортные данные мини-музея…………………........................………..4
Аспекты музейной деятельности………………………………………….7
План работы по созданию мини-музея « Музей народной игрушки»…...…8
Характеристика мини-музея………………………………………...........9
Тематический план занятий в мини-музее……………………………...14
План работы с родителями…………………………………………………16
Перспектива развития мини-музея………………………………..……..18
Список литературы……………………………………………………….19
СВЕДЕНИЯ ОБ АВТОРСКОМ
КОЛЛЕКТИВЕ
Гуськова Марина Викторовна
Образование: высшее
Должность: воспитатель
Пед.стаж: 19 лет
Категория: высшая
Славцова Татьяна Владимировна
Образование: средне-специальное
Должность: воспитатель
Пед.стаж:
Категория:
ПАСПОРТНЫЕ ДАННЫЕ
Наименование мини-музея: Музей народной игрушки
Профиль музея: познавательный.
Цель создания музея: познакомить детей и
родителей с основными видами народной игрушки
Задачи создания музея:
1. - Познакомить детей с народной игрушкой и её разновидностями
- воспитывать интерес к народным промыслам;
- знакомить с русским народным фольклором посредством народной игрушки.
- развивать воображение, художественный вкус.
-воспитывать интерес к созданию музея и бережное отношение к его
содержимому.
2. - Привлечь внимание родителей к истории нашей страны с
использованием народной игрушки;
- организация совместной деятельности и родителей с детьми;
- повышение общего культурного уровня родителей.
Примечание.
В процессе работы по ознакомлению дошкольников с народными игрушками в детском саду постепенно накапливался материал, который мы объединили в виде мини-музея и распределили по тематическому принципу. Так, в музее отражено многообразие народной игрушки и результаты детского творчества по этой теме. Наш музей интерактивен, поэтому в нем, наряды с экспонатами представлены материалы для детского творчества: различные корзиночки с карандаши, фломастерами другими материалами; коробочки с красками, бумагой и т.д., все это позволяет детям закреплять знания по данной теме, развивать воображение и творчество. Таким образом работа музея носит не только теоретическое но и практическое направление
В основу решения этих задач положены следующие
принципы:
- принцип учета возрастных особенностей дошкольников;
- принцип опоры на интересы ребенка;
- принцип осуществления взаимодействия воспитателя с детьми при руководящей роли взрослого;
- принцип наглядности;
- принцип последовательности;
- принцип сотрудничества и взаимоуважения.
Совет мини-музея: 3 человека (2 воспитателя и родитель)
Гуськова Марина Викторовна, Славцова Татьяна Владимировна,
Родина Лариса, Иванова Ирина Александровна
Характеристика помещения: групповая комната
Площадь, занятая под экспозицию: 1-2 кв.м.
Структура управления мини-музеем
Совет мини-музея планирует, координирует, контролирует работу
в мини-музее.
АСПЕКТЫ МУЗЕЙНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Мини-музей предназначен для формирования первичных представлений о
музеях, для познавательного развития детей, развития художественных, изобразительных навыков.
Формы деятельности:- поисковая; - фондовая;
- научная; - экспозиционная;
- познавательная.
Оформление мини-музея: музейные экспонаты собраны в соответствии с возрастом детей. Коллекции мини-музея располагаются на полках стенки в групповой комнате. Например, изобразительные материалы находятся на нижних полках и всегда доступны для детей. На выставочную доску мы всегда можем поместить работы всех желающих. Коллекция игрушек из различных хрупких материалов (глина, фарфор, бумага) стоят на верхней полке в целях безопасности и используются при работе с детьми только совместно с воспитателем.
ПЛАН РАБОТЫ ПО СОЗДАНИЮ МИНИ-МУЗЕЯ
N
|
Название этапа
|
Содержание работы
|
Сроки реализации
|
Ожидаемый результат
|
1
|
Подготовительный этап.
|
Родительское собрание
|
Октябрь 2011
|
1.сообщение родителям темы и названия музея.
2. Выбор места для размещения.
3. Выбор инициативной группы.
4 Решение вопроса о приобретении экспонатов
|
2
|
Практический этап.
|
1. Сбор экспонатов.
2.Оформление выставки.
3.Индивидуальная работа с детьми.
4. Проведение экскурсий.
|
Октябрь 2011-май 2012
|
Создания мини-музея «Музей народной игрушки»
|
3
|
Подведение итогов
|
Заседание инициативной группы.
|
Май 2012
|
Фотовыставка «А у нас в музее»
Выставка экспонатов мини-музея
|
ХАРАКТЕРИСТИКА МИНИ-МУЗЕЯ
Экспонаты мини-музея
№
|
Название экспоната
|
Дата поступления
|
Постоянное/
временное хранение
|
Ф.И.О. представившего экспонат
|
1
|
Кукла –оберег
мочало
|
Февраль 2012.
|
постоянное
|
Из семьи Гуськовой М.В
|
2
|
Птица Счастья
дерево
|
Март 2012
|
постоянное
|
Приобретена в худ. Салоне
Мастер Кривоногов
|
3
|
Кар-карыч
Форфор гжель
|
Март 2012
|
постоянное
|
Приобретена в торговой сети
|
4
|
Кошечка
Форфор гжель
|
Март 2012
|
постоянное
|
Приобретена в торговой сети
|
5
|
Свистулька
Барашек
Глина
|
Март 2012
|
постоянное
|
Приобретены у мастера, Поздняковой
|
6
|
Свистулька
Котик
Глина
|
Март 2012
|
постоянное
|
Приобретены у мастера, Поздняковой
|
7
|
Свистулька
Собачка
Глина
|
Март 2012
|
постоянное
|
Приобретены у мастера, Поздняковой
|
8
|
Слоник
Фарфор
|
Март 2012
|
постоянное
|
Приобретена в худ. салоне
|
9
|
Собачки в разных позах
Глина
3 штуки
|
Февраль 2012
|
постоянное
|
Приобретены у мастера Григорьевой
|
10
|
Колокольчик
Дракончик
Фарфор
|
Март 2012
|
постоянное
|
Приобретена в худ. салоне
|
11
|
Кукла
Нитки
|
Январь 2012
|
постоянное
|
Изготовил Борзиков Виктор Павлович
|
12
|
Свистулька
Заяц
Глина
|
Февраль 2012.
|
временное
|
Из коллекции семьи Артёма Новгородова
|
13
|
Свистулька
Мышка
Глина
|
Февраль 2012.
|
временное
|
Из коллекции семьи Артёма Новгородова
|
14
|
Пепрушка
Ткань
Картон
Дерево
|
Февраль 2012.
|
временное
|
Из коллекции семьи Ничковой Валентины Ивановны
|
15
|
Клоун
Ткань
Фарфор
|
Февраль 2012.
|
постоянное
|
Из коллекции семьи Славцовой Татьяны Владимировны
|
16
|
Книга
Роберд
Рождественский
«Хоровод»
|
Февраль 2012.
|
временное
|
Из коллекции семьи Славцовой Татьяны Владимировны
|
17
|
Домовёнок
Мочало
|
Февраль 2012
|
временно
|
Из коллекции семьи Славцовой Татьяны Владимировны
|
18
|
Ангелочек
Бумага
|
Январь 2012
|
постоянно
|
Работа мастера
|
19
|
Оберег
Бумага , ткань
|
Январь 2012
|
постоянно
|
Работа мастера
|
20
|
Домовёнок
Бумага, ткань)
|
Январь 2012
|
постоянно
|
Работа мастера
|
21
|
Торт
Бумага, манка
|
Январь 2012
|
временно
|
Работа мастера
|
22
|
Гусеница
дерево
|
Январь 2012
|
временно
|
Из семьи Бисимбаева Тимура
|
23
|
Альбом
«Народная игрушка»
|
Март 2012
|
постоянно
|
Гуськова Марина Викторовна
|
24
|
Свистулька
Птичка
Дерево
|
Декабрь 2011
|
пастоянно
|
Из фонда группы
|
25
|
Матрёшки
Дерево
|
Декабрь 2011
|
пастоянно
|
Из фонда группы
|
26
|
Собачка-подставка
С карандашами и фломастерами
нитки
|
Декабрь 2011
|
пастоянно
|
Из фонда группы
|
|
|
|
|
|
Разделы мини-музея, особенности использования
Вязаные куклы
Экспонаты данной коллекций находятся в свободном доступе у детей и используются ими для сюжетно-ролевых игр, для театральной деятельности. Игрушки могут быть использованы в процессе непосредственно образовательной деятельности, конкретно в образовательных областях «Познание», «Коммуникация», «Художественное творчество»
Глиняные игрушки экспонаты данной коллекции выполнены профессиональными мастерами. Экспонаты могут быть применены в процессе организации непосредственно образовательной деятельности в образовательных областях «Социализация», «Познание», «Художественное творчество», «Чтение художественной литературы».
Фарфоровые игрушки экспонаты данной коллекции выполнены профессиональными мастерами. Экспонаты могут быть применены в процессе организации непосредственно образовательной деятельности в образовательных областях «Социализация», «Познание», «Художественное творчество», «Чтение художественной литературы».
Игрушки из бумаги экспонаты данной коллекции выполнены профессиональным мастерам. Экспонаты могут быть применены в процессе организации непосредственно образовательной деятельности в образовательных областях «Социализация», «Познание», «Художественное творчество», «Чтение художественной литературы».
«Галерея» оформлена в виде доски где расположены детские рисунки, аппликации. Фотографии после некоторого времени переносятся с полотна в фотоальбом. Эти композицияи постоянно меняются в соответствии с изменениями тематики по ознакомлению с народными игрушками: Гжель, Дымка, Хохлома, Городец и др.
Экспонаты галереи могут быть использованы в процессе непосредственно образовательной деятельности в образовательных областях «Художественное творчество», «Коммуникация».
«Библиотека»
Здесь собран материал о видах народной игрушки, (альбом, книга) загадки, стихи и авторские произведения о народных игрушках,, которые могут быть использованы в непосредственно образовательной деятельности и при работе с родителями
«Мастерская»
Материалы для рисования расположены на низкой полке. Дети могут использовать их самостоятельно в процессе самостоятельной художественной деятельности или вместе с педагогом в процессе непосредственно образовательной деятельности.
ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН ЗАНЯТИЙ В МИНИ-МУЗЕЕ
№
|
Тема цикла занятий
|
Цель занятия
|
месяц
|
1.
|
Знакомство с музеем
|
Познакомить с музеем. Развивать интерес к работе музея. Воспитывать бережное отношение к игрушкам.
|
сентябрь
|
2.
|
Знакомстко с вязаными куклами
|
Формировать представления о различных видах кукол. Развивать тактильные ощущения. Воспитывать умения бережно играть с куклой
|
октябрь
|
3.
|
Знакомство со свистульками
|
Показать разнообразие игрушек-свистуляек. Развивать умение ими пользоваться очень аккуратно Воспитывать доброжелательное отношение друг к другу, Поиграл сам- дай другому
|
ноябрь
|
4.
|
Елочные игрушки
|
Оформить мини выставку, чтоб показать разницу между ёлочной игр. к И обычной. Развивать интерес к новогодним украшениям .Воспитывать интерес к народным традициям встречи нового года.
|
декабрь
|
5.
|
Игрушка-гжель
(С аппликацией)
|
Познакомить с промыслом гжели. Развивать умения к аккуратному выполнению аппликации, развивать творчество, воспитывать усидчивость в работе
|
январь
|
6.
|
Дымковские барышни
(С рисованием)
|
Формировать представления о дымковских игрушках. Развивать умение рисовать по образцу. Воспитывать аккуратность в работе.
|
февраль
|
8
|
Богородские игрушки
---------------------
Мамины куклы
|
Познакомить с Богородской игрушкой. Развивать умение составлять, придумывать рассказ, развивать активный словарный запас
----------------------------------------------------------Предложить детям полюбоваться куклами, изготовленными мамиными руками. Познакомить с назначением этих кукол. Воспитывать любовь к мамам.
|
Март
-----------Март
|
9
|
Матрёшки
|
Закрепить знания о матрёшке. Развивать умения правильно собирать матрёшку. Воспитывать желание играть с народной игрушкой
|
апрель
|
10
|
Встреча с интересными людми
Пригласить Надежду Васильевну
|
Показать детям технолнгию создания игрушка из глины. Рассказать детям о том, что у человека есть любимое занятие. Воспитывать уважение к сотрудникам дет. Сада.
|
апрель
|
11
|
Итоговое занятие
|
Вспомнить что интересного было в музее за год. Оформить фотовыставку. Предложить самим раскрасить народные игрушки.
|
Май
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Работа с родителями в мини-музее
№
|
Мероприятие
|
Цель
|
Срок
|
1
|
Экскурсия в музей (Малыми подгруппами или индивидуально со своим ребёнком)
|
Познакомить родителей с музеем.
|
3 нед. Сентября
|
2
|
Выбор инициативной группы
2-3 чел.)
|
Найти из числа родителей себе помощников
|
Сент.-окт.
|
3
|
Досуг
«Колабельные песни» «потешки»
|
Послушать колыбельные песни и потешки дети для родителей, родители для детей
|
Октябрь
|
4
|
Печатная консультация
«Игрушки Дымковские и Филимоновские»
|
Познакомить с Дымковской и Филимоновской игрушкой.
|
Ноябрь
|
5
|
Игрушки ёлочные
|
Привлечь родителей к изготовлению ёлочных игрушек
|
Декабрь
|
5
|
Консультация «Бабушкины куклы»
|
Познакомить родителей с приёмами изготовления кукол своими руками.
|
Январь
|
6
|
Мастер-класс
(Дети и родители)
Ангелочек- оберег
|
Научить родителей делать ангелочка из ткани
|
Январь
|
7
|
Деловая игра
«Любимые игрушки»
С показом детской деятельности и рисованием
|
Вызвать интерес у родителей к народной игрушке.
|
Февраль.
|
8
|
Кукла руками мам
Минивыставка
|
Привлечь мам к изготовлению кукол.
|
Март
|
9
|
Консультация и совместная деятельность с детьми
«Матрёшка» (Складывание, рисование)
|
Познакомить с историей и назначением матрёшки
|
Аптель
|
10
|
Итоговая фотовыставка.
Отзывы и предложения о работе музея за год.
|
Подвести итог работы
|
Май
|
|
|
|
|
|
|
|
|
ПЕРСПЕКТИВА РАЗВИТИЯ МИНИ-МУЗЕЯ
– Подбор коллекций детских мультфильмов, научно-познавательных фильмов о народных игрушках
-Создание презентации или слайд-шоу «Народные игрушки»
– Встречи с мастерами-изготовителями игрушек
– Пополнение экспонатов
– Проведение экскурсий для других групп детского сада.
– Семейные развлечения.
-На базе мини-музея или с использованием его коллекций можно проводить занятия по разным видам деятельности.
Временные выставки
игрушки, подаренные природой
|